Православные памятники

На месте любого православного поселения со времен Крещения Руси в первую очередь созидалась церковь или часовня. Именно они на протяжении многих веков оставались главными свидетелями жизни наших предков.

Чаще других объектов православной архитектуры на севере нашей страны встречаются часовни. Они здесь распространены повсеместно, но нигде не наблюдается такого их разнообразия, как в Кенозерском национальном парке. Их конструкция наглядно подтверждает генетическую связь с крестьянским жильем.

Совсем иное впечатление производит Кирилло-Белозерский монастырь — одна из крупнейших православных обителей России, расположенная на территории современного национального парка «Русский Север».

В годы расцвета этот уникальный памятник истории и архитектуры представлял собой богатейший город-крепость, в котором, помимо прочего, содержалась одна из наиболее значительных на Руси библиотек. Монастырь был упразднен при советской власти, однако с 1998 года на части территории музея-заповедника начал действовать мужской Кирилло-Белозерский монастырь.

Действует до сих пор и главный храм Спасо-Преображенского Толшевского монастыря, которым знаменит Воронежский заповедник. Согласно преданию, его основателем был пчельник Константин, который спасался в дремучих лесах Усманского бора от мирской суеты. К старцу, проводившему время в богомыслии и молитвах, потянулись люди, а место его уединения стали называть кто Константиновой пустынью, а кто — Толшами (из-за толстых дубов, которые здесь росли).

В середине XVII века христианство начинает проникать и в Бурятию, где до этого времени главенствовал шаманизм. Одним из самых заметных памятников православной архитектуры на территории Тункинского национального парка сегодня остается Церковь Покрова Пресвятой Богородицы 1812 года. Ее построили по особому рецепту древнерусских мастеров — на яично-творожно-сметанном растворе.