Небеса

Живописи в северном деревянном храме всегда отводилось особое место Красота и сложность «небес» кенозерских церквей и часовен подчеркивает незримую связь веры и творчества.

«Небо» — своеобразная конструкция потолочного перекрытия деревянных часовен и церквей. Она имеет форму пологой усеченной пирамиды, радиальные грани которой возвышаются к центральному кольцу. Коллекция «небес» Кенозерского национального парка, одна из самых больших в России, насчитывает 17 комплексов. Композиции некоторых из них по-настоящему уникальны.

Сложнейшая живописная программа часовни Трех Святителей включает праздники Богородичного и Христового циклов, страстные сюжеты, фигуры Святителей 16-гранного «неба» второй половины XIX века. На каждой из 12 граней «неба» в часовне Николая Чудотворца, построенной в XVIII веке, помещены клейма жития Николы. Это единственное «подписное небо», автором которого является иконописец Федор Захаров Иок.

Еще одно редкое явление в монументальной живописи Русского Севера — наличие двух «небес» сразу: на алтаре и в молельном помещении. Таких памятников в Кенозерье два: ансамбль Георгиевской церкви XVIII века и церковь Происхождения Честных Древ Христовых 1700 года. Ведущие чины в декорациях кенозерских «небес» — ангельский (как в часовне Иоанна Богослова XVIII века) и апостольский (как в часовне Введения Богородицы во храм XIX века).