Наскальное искусство

Слово «петроглифы» происходит от греческого petros (камень) и glyphe (резьба). Наши предки вырезали, выбивали и вышлифовывали на скалах, камнях и плитах все, что для них имело значение. Вместе с рисунками, нанесенными краской, эти послания представляют совершенно особый феномен в истории культуры человечества — наскальное искусство.

Петроглифы в России представлены достаточно широко. Их география охватывает Алтай, Урал, Якутию, Забайкалье, Карелию и другие регионы. Возраст наскального искусства Хакасии насчитывает около 6 тыс. лет.

К самым известным работам местных первобытных художников относятся изображения на скалах Сорок Зубьев (южная часть горного массива Оглахты) и на Шаман-камне в урочище Кизань. Верхняя плоскость этой огромной, около 4 м в длину, каменной плиты почти сплошь покрыта петроглифами. Среди них настойчиво повторяются концентрические окружности и спирали, над загадкой которых ученое сообщество бьется не первый десяток лет.

Основная часть изображений на Шаман-камне относится к эпохе поздней бронзы и началу раннего железного века. Древнейшей же картинной галереей страны считается Капова пещера. Здесь, в полумраке просторных залов, тысячелетиями таились могучие мамонты. Стремительные, как время, неслись по кругу тени лошадей. А рядом с ними — должно быть, удивленные — стояли носорог и бизон. Когда-то здесь собирались охотники, устраивали советы, проводили священные обряды и ритуалы. Это «когда-то» было настолько давно, что невозможно его до конца осознать. Возраст «экспонатов» пещеры Шульган-Таш датируется палеолитом.