Историческая система водоканалов времен освоения севера

В далеком 1818 году из Петербурга в Архангельск отправили партию отменного дуба. В пункт назначения она приплыла только в 1820-м. Подсчитав убытки, в правительстве вспомнили об идее Петра I, который однажды уже предлагал соединить каналом реку Шексну и Кубенское озеро.

Северо-Двинская шлюзованная система — канал в Вологодской области, большая часть которого проходит по территории национального парка «Русский Север». О том, что такой водный путь нужно построить, говорил еще Петр I, однако до дела дошло столетием позже.

В 1823 году, после потери целой партии дуба, в районе города Кириллова начались первые изыскательские работы, которыми лично руководил главнокомандующий Ведомства путей сообщения и публичных зданий герцог Александр Вюртембергский (отсюда — второе имя канала). В 1824-м проект утвердили, а год спустя приступили к земельным работам.

Первые суда по каналу герцога Вюртембергского были отправлены в Архангельск в 1828-м. И вновь они везли партию дуба, которую на этот раз удалось доставить в заданный срок. Сегодня канал по-прежнему действует, причем используется, как правило, для перевозки леса.